Комментарии


Первое сочинение инока Епифания о собственной жизни, то, что в научной литературе принято именовать его автобиографическай Запиской, было издано Н. Субботиным в 1885 г.1 Это сочинение, написанное около 1666 г., стало зародышем Жития, создававшегося между 1667-1676 гг. В 1889 г. А. К. Бороздин впервые опубликовал Житие Епифания по одному из его поздних списков2. Затем в 1912 г. Житие издал Я. Л. Барсков в своей книге "Памятники первых лет русского старообрядчества"3. В 1963 г. вышла в свет книга А. Н. Робинсона, в которой научная публикация Жития Епифания по всем известным на тот момент спискам сопровождалась самым серьезным его текстологическим исследованием4. Следующим научным изданием Жития стала публикация, осуществленная Н. Ф. Дробленковой в книге "Пустозерский сборник"5. В 1989 г. Н. Ф. Дробленкова опубликовала Житие в предпоследнем томе серии "Памятники литературы Древней Руси"6.

    Как выясняется из текстологических исследований7, Житие Епифания дошло до нас в двух редакциях: ранней (до 1671 г.) и более поздней (до 1676 г.). При этом более поздняя редакция сохранилась, помимо неавторских списков, в списках, являющихся автографами самого Епифания, это списки из рукописей: Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН, Древлехранилище, собр. В. М. Амосова - А. Ф. Богдановой, N 169 (здесь помещена только I часть Жития); Библиотеки Академии Наук, собр. В. Г. Дружинина, N 746 (Пустозерский сборник Дружинина; тоже имеет только I часть Жития); Института русской литературы (Пушкиский Дом) АН, Древлехранилище, ОП, оп. 24, N 43 (Пустозерский сборник Заволоко; имеет и I и II части Жития).

    Мы публикуем Житие Епифания по Пустозерскому сборнику И. Н. Заволоко (Пушкинский Дом, Древлехранилище, ОП, оп. 24, N 43, л. 116-190).