Примечания здесь... жмите на (*)
 
 



...твоего ради повеления и ...благословения, отче святый... Речь идет о "повелении" Аввакума Епифанию написать о себе, которым Аввакум закончил свое Житие (см. с. 69-70).
 
 


...прошения ради раба тово Христова... Речь идет об Афанасии, очевидно духовном сыне Епифания. См. примеч. к с. Другой вариант своего Жития (сохранившийся в списке ГБЛ, Музейное собр. N 730, XVIII в.) Епифаний писал для некоего Симеона, возможно - Симеона Крашенинникова, впоследствии игумена Сергия.
 
 


Родился я в деревне... идох во град некий... О месте рождения Епифания и о его родителях, как и о городе, где он жил после смерти отца и матери, ничего не известно.
 
 


...и идох... во святую обитель Соловецкую... В Соловецкий монастырь Епифаний пришел в 1644-1645 гг. (см. его автобиографическую Записку: Матерьялы для истории раскола. Т.7. С.53-63).
 
 


...ко преподобным отцем нашим Зосиме и Саватию. - Т.е. к основателям Соловецкого монастыря.
 
 


...архимандрит Илья... Настоятель Соловецкого монастыря с 1645 г. Илья был противником Никоновой реформы; когда в 1657 г. в монастырь были присланы новые,  правленые по Никоновой инициативе, богослужебные книги, он решительно отказался принять их к употреблению; архимандрит Илья принимал у себя с почетем, как единомышленника, бежавшего из ссылки Ивана Неронова на пути его в Москву из Кандалакшского монастыря.
 
 


... Арсения, жидовина и грека, еретика, бывшего у нас в Соловецком монастыре в заточении. Арсений грек, ближайший помощник Никона при проведении церковной реформы, прибыл в Москву в 1649 г. в свите Иерусалимского патриарха Паисия и остался здесь как преподаватель риторики. Вскоре в России узнали, что он учился в Италии в иезуитской коллегии и принимал там католичество, что, вернувшись из Италии в Константинополь, он сделался православным монахом, а после этого переходил в магометанство; попав в Валахию и Молдавию, Арсений снова сделался православным, а перебравшись в Польшу, стал униатом; из Польшы Арсений приехал в Киев, оттуда же, пристроившись к свите Паисия Иерусалимского,- в Москву (см.: Белокуров С. Арсений Суханов. М., 1891. Ч.1. С.XIV). Для "исправления веры" Арсений был сослан русскими духовными властями на заточение в Соловецкий монастырь при игумене Илье. Летом 1652 г. его нашел там Никон, приезжавший на Соловки за мощами митрополита Филиппа, и пришел в восторг от его учености. Освободив Арсения, Никон вернул его в Москву и сначала сделал преподавателем в свавяно-греко-латинской школе, организованной в Чудовском монастыре, а затем, в 1654 г.,- главным справщиком книг на Печатном дворе. Именно Арсений Грек перевел с греческого на русский книгу "Скрижаль", изданную в 1656 г. на Московском печатном дворе в оправдание церковной реформы Никона. Как только Никон попал в царскую немилость, Арсений переметнулся от него к его противникам и некоторое время состоял при Паисии Лигариде, переводя с греческого на русский его сочинения. Кончил Арсений снова заточением на Соловки, в 1662-1666 гг.
 
 


...Мартирию священноиноку... Мартирий был келейным старцем Епифания во время его пребывания на Соловках (см. с.73 (назад)), именно он благословил Епифания той меднолитой иконой Богородицы, о которой Епифаний так много рассказывает в своем Житии.
 
 


...старца, именем Кирилла... Известный старообрядческий подвижник старец Кирилл был постриженником Юрьегорского монастыря; смолоду он обошел множество монастырей, в том числе и Соловецкий, где провел около трех лет, и после восемнадцати лет странствий возвратился к себе на родину, в деревню Андреев-Наволок близ реки Суны (впадает в Онежское озеро), неподалеку от которой стал жить как пустынник. В этот период его жизни и пришел к нему Епифаний. После ухода Епифания в Москву Кирилл построил на Виданском острове Сунарецкий Троицкий монастырь, который в 1684 г. за приверженность к старообрядчеству был разорен. Последние годы жизни (ум. в 1690 г.) старец Кирилл прожил пустынником в глухих прионежских лесах близ озера Выг. Он был одним из тех отцов, кто стоял у истоков создания знаменитой Выговской старообрядческой пустыни. В первой четв. XVIII в. выговские старообрядцы написали его Житие (не издано, известно в рукописных свитках).
 
 


...во Александров монастырь... - в Александров Свирский монастырь на р. Свири близ г. Олонца (основан в XV в. иноком Александром). В особом, выговском, Житии Епифания, написанном в первой четв. XVIII в. на Выгу по материалам настоящего автобиографического Жития с использованием дополнительных источников, связанных с окружением старца Кирилла, говорится, что Кирилл до возвращения на родину жил в Александрове Свирском монастыре (Житие это также не издано, известно в рукописных списках).
 
 


...отцу своему родному Ипатию и зятю своему Ивану... Кирилл ушел из родного дома, как повествует его Житие, оставив там не только родителей, но и молодую жену с дочерью-младенцем. Когда через восемнадцать лет странствий по монастырям он вернулся на Виданский остров, его  дочь была уже взрослой женщиной. Впоследствии все его близкие: родители, дочь и внук - постриглись в монашество.
 
 


...Вытерга волость велика... - Вытергский погост, расположенный на р. Вытерге, впадающей в Онежское озеро.
 
 


...во сто седмьдесят третьем году... - т.е. в 7173 (1665) г.
...после Велика дни... - т.е. после Пасхи.
...всяка плоть не похвалится пред Богом... - Первое послание к коринфянам апостола Павла. 1.29.
 
 


...чаду и брату, посетившему мя некогда в темнице, Афанасию. О том, кто был этот Афанасий, можно только делать предположения. Сохранилось письмо Аввакума к некоему Афанасию, из которого ясно, что его адресат посещал узников в темницах (Аввакум благодарил его за пироги и писал ему: "Носи гораздо пироги-те по тюрьмам-тем" - см.: РИБ. Т. 39. Стб. 927-930). Известно также письмо Ивана Неронова к некоему Афанасию Максимовичу (издано: Материалы для истории раскола. Т.1. С. 222-223). Но для идентификации этих адресатов покуда нет материалов.
 
 


...во 172 году... - т.е. в 7172 (1663-1664) г.
 
 


преподобный Ефросин - основатель Курженской пустыни на острове посреди Курженского озера в Олонецкой губернии. В XIX в. на острове сохранялась часовня и памятник иноку Ефросину (см.: Зверинский В. В. Марериалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. III. N 1707).
 
 


Андомская пустынь - монастырь на р. Андоме в Олонецком уезде, известен с XVI в.
 
 


...странны старец, именем Варълам. О старце Варлааме рассказано в Житии Кирилла: он пришел к Кириллу на Виданский остров вслед за Епифанием; ему и Кириллу показал Епифаний свои книги, которые понес затем в Москву на обличенье приверженцев церковной реформы; Варлаам подвизался аскетическим подвигом; жил не в келье, а во рву, выкопанном под кельей, и, лежа в приготовленном для себя гробе, с молитвой на устах, он и скончался.
 
 


...во Отечнике - т.е. в Патерике.
 
 


"Радуйся, невесто неневестная". - Конец икоса Акафиста Богородице (см. Канонник).
 
 


...на воспоминание дивнаго и преславнаго чюдеси ея во веки веком. Аминь". Повествуя о старце и златнице, подаренной Богородицей, Епифаний пересказывает статью из Египетского патерика (называвшегося часто Лавсаиком) о чуде в Ватопедском монастыре.
 
 


..."Воду прошед"... - начальные слова ирмоса "Воду прошед  яко по суху", воспевающего чудесный переход израильтянами Чермного моря (см. Канонник).
 
 


Всяка плоть не похвалится пред Богом - Первое послание к коринфянам апостола Павла. I. 29.
 
 


...на Угрешском подворье Никольском... - т.е. на подворье Николо-Угрешского монастыря. См. примеч. к с. 4.
 
 


...Никифора протопопа... См. примеч. к с. 46.
 
 


...в Братошино... Братовщина - село, располагавшееся на пути в Троице-Сергиеву лавру.
 
 


...Василей Бухвостов... - голова московского стрелецкого полка.
 
 


...священника Лазаря... См. примеч. к с. 44.
 
 


...на Болото. - См. причмеч. к с.42.
 
 


И по трех днех повезоша нас в заточение в Пустоозерье... Узников повезли в Пустозерск 30 августа 1667 г. См. примеч. к с. 46.
 
 


...Иван Ялагин... См. примеч. к с. 46.
 
 


...до Вологды... В Пустозерск узников везли через Вологду.
 
 


..."Помилуй мя, Боже... Возрадуется язык мой правде твоей"... - Псалом L, 3, 16.
 
 


..."Господи, устне мои отверзеши..." - Псалом L, 17.
 
 


..."Предзрех Господа предо мною выну... и возрадовася язык мой"... - Псалом XV, 8-9.
 
 


..."Вопроси отца твоего... и рекут ти"... - Второзаконие. XXXII, 7.
 
 


..."Благословен Господь Бог Израилев, творяй чюдеса един"... - Псалом LXXI, 18.
 
 


...179 году в Великий пост... - т.е. в 7179 (1671) г.
 
 


По множеству болезней моих...возвеселиша душу мою. - Псалом XCIII, 19.
 
 


Веруете ли... в Духа Святаго не истиннаго... Т.е. в царской грамоте (она до нас не дошла) узники вновь понуждались принять текст новоисправленного символа веры с исключением из восьмого его члена ("И в Духа Святаго Господа истиннаго и животворящего...) слова "истиннаго".
 
 


...пришло тебе время Феофила-старца...писано о нем в Патерике Печерском. Епифаний имеет в виду рассказ Киево-Печерского патерика об иноке Феофиле, который стоя на молитве, собирал свои слезы в сосуд, готовясь предстать с ним пред Богом; но ангел в видении показал ему другой сосуд, благоуханный и больше первого,- в нем находились те слезы, которые он проливал мимо сосуда, забыв о нем, т.е. от сердца.
 
 


..."Спаси, Господи, люди своя"... - начальные слова тропаря честному и животворящему кресту (см. Часослов, Канонник).
 
 


..."Вознесыйся на крест"... - начальные слова кондака честному и животворящему кресту (см. Часослов, Канонник).
 
 


..."Божественное се и всечестное..." - ирмос 6-й песни Канона честному и животворящему кресту (см. Канонник).
 
 


..."Слава, Господи, кресту твоему честному! Крест - всем воскресение...яко молънию видяще крестную силу". - Запев и тропари 6-й песни Канона честному и животворящему кресту (см. Канонник).
 
 


..."Да воскреснет Бог... О, пречестный и животворящий кресте Господень! Помогай нам со пресвятою госпожею Богородицею...аминь". - Молитва кресту вечером перед сном (см. Канонник, Молитвенник).
 
 


..."Кресту твоему поклоняемся, Владыко..." - начало песнопения, поемого на крестопоклонной неделе Великого поста (см. Триодь постная).
 
 


..."Со страхом и любовию приступаю ти, Христе...любовию же - спасения ради". - Слова молитвы, с которыми подобает прикладываться к Еванигелию (см. предисловие к Октоиху).
 
 


..."Господи Исусе Христе, Сыне Божий! Молитв ради пречистыя ти матере...помилуй и спаси нас, яко благ и человеколюбец". Это молитва-отпуст, произносимая в конце всякой службы и келейного правила. В основу своего отпуста Епифаний положил пятничный отпуст, так как пятничная служба посвящена кресту и Иоанну Крестителю (см. Служебник).
 
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


...на Угреше... Речь идет о Никольском Угрешском монастыре, находившемся поблизости от Москвы, на левом берегу Москвы-реки при впадении в нее р. Угреши; основан во 2-й пол. XIV в. Дмитрием Донским. (назад)
 


...Никифора-протопопа... Симбирский протопоп Никифор, не желавший служить по новоисправленным книгам, был расстрижен еще до собора 1666 г. единоличным решением греческих патриархов Макария и Паисия, которые столкнулись с ним в Симбирске на пути своего следования в Москву. Московский собор 1666-1667 гг. осудил Никифора вместе с другими старообрядцами. Вскоре по прибытии в пустозерскую ссылку протопоп Никифор умер (в 1668 г.). (назад)
 
 


...священника Лазаря... Священник Романова-Борисоглебска Лазарь за неприятие Никоновой реформы был сослан в 1661 г. в Тобольск, откуда затем "за неистовое прекословие", т. е. за дальнейшую открытую и смелую борьбу, переведен в Пустозерск. В 1666 г. Лазаря привезли из Пустозерска в Москву на церковный собор для суда над ним. В ноябре 1666 г. его допрашивали на соборе, а 17 июня 1667 г. расстригли и предали анафеме (см.: Материалы для исто- рии раскола. Т. 2. С. 113). (назад)
 


...на Болоте - т.е. на Болотной площади, находившейся напротив Кремля, по ту сторону Москвы-реки. (назад)
 


Таже братию - Лазаря и старца, казня... меня и Никифора-протопопа... сослали нас в Пустозерье... Царский указ о ссылке в Пустозерск Аввакума, Никифора, Лазаря и Епифания был подписан 26 августа 1667 г. На следующий день Лазаря и Епифания "казнили" на Болотной площади урезанием языков; 30 августа всех четверых отправили по этапу. Сосланные прибыли в Пустозерск 12 декабря 1667 г. (см.: Барское Я. Л. Памятники первых лет русского старообрядчества. СПб., 1912. С. 146-147, 250-251; Веселовский С.Б. Памятники первых лет русского старообрядчества. СПб., 1914. Вып.2. С.6-7). (назад)
 
 


...полуголова Иван Елагин... Стрелецкий подполковник Иван Елагин в 1661-1663 гг. был воеводой на Мезени; затем он нес службу полуголовы в стрелецком полку, входившем в личную охрану царя, и как таковой в конце февраля 1670 г. был послан из Москвы для разбирательства и казней на Мезень и в Пустозерск. Вскоре после своей пустозерской миссии он получил повышение - звание головы стрелецкого полка. (назад)
 
 



(1) Матерьялы для истории раскола за первое время его существования / Под ред. Н. Субботина. М., [1885]. Т. 7. С. 53-63.
 
 



(2) Бороздин А. К. Источники первоначальной истории раскола // Христианское чтение. 1889. Январь-февраль.
 
 



(3) Барсков Я. Л. Памятники первых лет русского старообрядчества. СПб., 1912.
 
 



(4) Робинсон А. Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания: Исследование и тексты. М., 1963.
 
 



(5) Пустозерский сборник: Автографы сочинений Аввакума и Епифания / Изд. подгот. Н.С. Демкова, Н. Ф. Дробленкова, Л. И. Сазонова. Под ред. В. И. Малышева (отв. ред.), Н. С. Демковой, Д. А. Дмитриева. Л., 1975.
 
 



(6) Житие Епифания / Подгот. текста и коммент. Н. Ф. Дробленковой // Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Книга вторая. Сост. и общ. редакция Л. А. Дмитриева и Д. С. Лихачева. М., 1989. С. 310-336, 625-632.
 
 



(7) См.: Пустозерский сборник: Автографы сочинений Аввакума и Епифания. С. 185-210; Бударагин В. П. Новый автограф Жития Епифания // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1974. М., 1975. С. 79-82.