Примечания здесь... жмите на (*)
...твоего ради повеления и ...благословения, отче
святый... Речь идет о "повелении" Аввакума Епифанию написать о себе,
которым Аввакум закончил свое Житие (см. с. 69-70).
...прошения ради раба тово Христова... Речь
идет об Афанасии, очевидно духовном сыне Епифания. См. примеч. к с. Другой
вариант своего Жития (сохранившийся в списке ГБЛ, Музейное собр. N 730,
XVIII в.) Епифаний писал для некоего Симеона, возможно - Симеона Крашенинникова,
впоследствии игумена Сергия.
Родился я в деревне... идох во град некий...
О месте рождения Епифания и о его родителях, как и о городе, где он жил
после смерти отца и матери, ничего не известно.
...и идох... во святую обитель Соловецкую...
В Соловецкий монастырь Епифаний пришел в 1644-1645 гг. (см. его автобиографическую
Записку: Матерьялы для истории раскола. Т.7. С.53-63).
...ко преподобным отцем нашим Зосиме и Саватию.
-
Т.е. к основателям Соловецкого монастыря.
...архимандрит Илья... Настоятель Соловецкого
монастыря с 1645 г. Илья был противником Никоновой реформы; когда в 1657
г. в монастырь были присланы новые, правленые по Никоновой инициативе,
богослужебные книги, он решительно отказался принять их к употреблению;
архимандрит Илья принимал у себя с почетем, как единомышленника, бежавшего
из ссылки Ивана Неронова на пути его в Москву из Кандалакшского монастыря.
... Арсения, жидовина и грека, еретика, бывшего
у нас в Соловецком монастыре в заточении. Арсений грек, ближайший помощник
Никона при проведении церковной реформы, прибыл в Москву в 1649 г. в свите
Иерусалимского патриарха Паисия и остался здесь как преподаватель риторики.
Вскоре в России узнали, что он учился в Италии в иезуитской коллегии и
принимал там католичество, что, вернувшись из Италии в Константинополь,
он сделался православным монахом, а после этого переходил в магометанство;
попав в Валахию и Молдавию, Арсений снова сделался православным, а перебравшись
в Польшу, стал униатом; из Польшы Арсений приехал в Киев, оттуда же, пристроившись
к свите Паисия Иерусалимского,- в Москву (см.: Белокуров С. Арсений Суханов.
М., 1891. Ч.1. С.XIV). Для "исправления веры" Арсений был сослан русскими
духовными властями на заточение в Соловецкий монастырь при игумене Илье.
Летом 1652 г. его нашел там Никон, приезжавший на Соловки за мощами митрополита
Филиппа, и пришел в восторг от его учености. Освободив Арсения, Никон вернул
его в Москву и сначала сделал преподавателем в свавяно-греко-латинской
школе, организованной в Чудовском монастыре, а затем, в 1654 г.,- главным
справщиком книг на Печатном дворе. Именно Арсений Грек перевел с греческого
на русский книгу "Скрижаль", изданную в 1656 г. на Московском печатном
дворе в оправдание церковной реформы Никона. Как только Никон попал в царскую
немилость, Арсений переметнулся от него к его противникам и некоторое время
состоял при Паисии Лигариде, переводя с греческого на русский его сочинения.
Кончил Арсений снова заточением на Соловки, в 1662-1666 гг.
...Мартирию священноиноку... Мартирий был келейным
старцем Епифания во время его пребывания на Соловках (см. с.73
(назад)),
именно он благословил Епифания той меднолитой иконой Богородицы, о которой
Епифаний так много рассказывает в своем Житии.
...старца, именем Кирилла... Известный старообрядческий
подвижник старец Кирилл был постриженником Юрьегорского монастыря; смолоду
он обошел множество монастырей, в том числе и Соловецкий, где провел около
трех лет, и после восемнадцати лет странствий возвратился к себе на родину,
в деревню Андреев-Наволок близ реки Суны (впадает в Онежское озеро), неподалеку
от которой стал жить как пустынник. В этот период его жизни и пришел к
нему Епифаний. После ухода Епифания в Москву Кирилл построил на Виданском
острове Сунарецкий Троицкий монастырь, который в 1684 г. за приверженность
к старообрядчеству был разорен. Последние годы жизни (ум. в 1690 г.) старец
Кирилл прожил пустынником в глухих прионежских лесах близ озера Выг. Он
был одним из тех отцов, кто стоял у истоков создания знаменитой Выговской
старообрядческой пустыни. В первой четв. XVIII в. выговские старообрядцы
написали его Житие (не издано, известно в рукописных свитках).
...во Александров монастырь... - в Александров
Свирский монастырь на р. Свири близ г. Олонца (основан в XV в. иноком Александром).
В особом, выговском, Житии Епифания, написанном в первой четв. XVIII в.
на Выгу по материалам настоящего автобиографического Жития с использованием
дополнительных источников, связанных с окружением старца Кирилла, говорится,
что Кирилл до возвращения на родину жил в Александрове Свирском монастыре
(Житие это также не издано, известно в рукописных списках).
...отцу своему родному Ипатию и зятю своему Ивану...
Кирилл ушел из родного дома, как повествует его Житие, оставив там не только
родителей, но и молодую жену с дочерью-младенцем. Когда через восемнадцать
лет странствий по монастырям он вернулся на Виданский остров, его
дочь была уже взрослой женщиной. Впоследствии все его близкие: родители,
дочь и внук - постриглись в монашество.
...Вытерга волость велика... - Вытергский погост,
расположенный на р. Вытерге, впадающей в Онежское озеро.
...во сто седмьдесят третьем году... - т.е.
в 7173 (1665) г.
...после Велика дни... -
т.е. после Пасхи.
...всяка плоть не похвалится
пред Богом... - Первое послание к коринфянам апостола Павла. 1.29.
...чаду и брату, посетившему мя некогда в темнице,
Афанасию. О том, кто был этот Афанасий, можно только делать предположения.
Сохранилось письмо Аввакума к некоему Афанасию, из которого ясно, что его
адресат посещал узников в темницах (Аввакум благодарил его за пироги и
писал ему: "Носи гораздо пироги-те по тюрьмам-тем" - см.: РИБ. Т. 39. Стб.
927-930). Известно также письмо Ивана Неронова к некоему Афанасию Максимовичу
(издано: Материалы для истории раскола. Т.1. С. 222-223). Но для идентификации
этих адресатов покуда нет материалов.
...во 172 году... - т.е. в 7172 (1663-1664)
г.
преподобный Ефросин - основатель Курженской
пустыни на острове посреди Курженского озера в Олонецкой губернии. В XIX
в. на острове сохранялась часовня и памятник иноку Ефросину (см.: Зверинский
В. В. Марериалы для историко-топографического исследования о православных
монастырях в Российской империи. Т. III. N 1707).
Андомская пустынь - монастырь на р. Андоме
в Олонецком уезде, известен с XVI в.
...странны старец, именем Варълам. О старце
Варлааме рассказано в Житии Кирилла: он пришел к Кириллу на Виданский остров
вслед за Епифанием; ему и Кириллу показал Епифаний свои книги, которые
понес затем в Москву на обличенье приверженцев церковной реформы; Варлаам
подвизался аскетическим подвигом; жил не в келье, а во рву, выкопанном
под кельей, и, лежа в приготовленном для себя гробе, с молитвой на устах,
он и скончался.
...во Отечнике - т.е. в Патерике.
"Радуйся, невесто неневестная". - Конец икоса
Акафиста Богородице (см. Канонник).
...на воспоминание дивнаго и преславнаго чюдеси
ея во веки веком. Аминь". Повествуя о старце и златнице, подаренной
Богородицей, Епифаний пересказывает статью из Египетского патерика (называвшегося
часто Лавсаиком) о чуде в Ватопедском монастыре.
..."Воду прошед"... - начальные слова ирмоса
"Воду прошед яко по суху", воспевающего чудесный переход израильтянами
Чермного моря (см. Канонник).
Всяка плоть не похвалится пред Богом - Первое
послание к коринфянам апостола Павла. I. 29.
...на Угрешском подворье Никольском... - т.е.
на подворье Николо-Угрешского монастыря. См. примеч.
к с. 4.
...Никифора протопопа... См. примеч.
к с. 46.
...в Братошино... Братовщина - село, располагавшееся
на пути в Троице-Сергиеву лавру.
...Василей Бухвостов... - голова московского стрелецкого
полка.
...священника Лазаря... См. примеч.
к с. 44.
...на Болото. - См. причмеч.
к с.42.
И по трех днех повезоша нас в заточение в Пустоозерье...
Узников повезли в Пустозерск 30 августа 1667 г. См. примеч.
к с. 46.
...Иван Ялагин... См. примеч.
к с. 46.
...до Вологды... В Пустозерск узников везли
через Вологду.
..."Помилуй мя, Боже... Возрадуется язык мой правде
твоей"... - Псалом L, 3, 16.
..."Господи, устне мои отверзеши..." - Псалом
L, 17.
..."Предзрех Господа предо мною выну... и возрадовася
язык мой"... - Псалом XV, 8-9.
..."Вопроси отца твоего... и рекут ти"... -
Второзаконие. XXXII, 7.
..."Благословен Господь Бог Израилев, творяй чюдеса
един"... - Псалом LXXI, 18.
...179 году в Великий пост... - т.е. в 7179
(1671) г.
По множеству болезней моих...возвеселиша душу мою.
- Псалом XCIII, 19.
Веруете ли... в Духа Святаго не истиннаго... Т.е.
в царской грамоте (она до нас не дошла) узники вновь понуждались принять
текст новоисправленного символа веры с исключением из восьмого его члена
("И в Духа Святаго Господа истиннаго и животворящего...) слова "истиннаго".
...пришло тебе время Феофила-старца...писано о
нем в Патерике Печерском. Епифаний имеет в виду рассказ Киево-Печерского
патерика об иноке Феофиле, который стоя на молитве, собирал свои слезы
в сосуд, готовясь предстать с ним пред Богом; но ангел в видении показал
ему другой сосуд, благоуханный и больше первого,- в нем находились те слезы,
которые он проливал мимо сосуда, забыв о нем, т.е. от сердца.
..."Спаси, Господи, люди своя"... - начальные
слова тропаря честному и животворящему кресту (см. Часослов, Канонник).
..."Вознесыйся на крест"... - начальные слова
кондака честному и животворящему кресту (см. Часослов, Канонник).
..."Божественное се и всечестное..." - ирмос
6-й песни Канона честному и животворящему кресту (см. Канонник).
..."Слава, Господи, кресту твоему честному! Крест
- всем воскресение...яко молънию видяще крестную силу". - Запев и тропари
6-й песни Канона честному и животворящему кресту (см. Канонник).
..."Да воскреснет Бог... О, пречестный и животворящий
кресте Господень! Помогай нам со пресвятою госпожею Богородицею...аминь".
- Молитва кресту вечером перед сном (см. Канонник, Молитвенник).
..."Кресту твоему поклоняемся, Владыко..."
- начало песнопения, поемого на крестопоклонной неделе Великого поста (см.
Триодь постная).
..."Со страхом и любовию приступаю ти, Христе...любовию
же - спасения ради". - Слова молитвы, с которыми подобает прикладываться
к Еванигелию (см. предисловие к Октоиху).
..."Господи Исусе Христе, Сыне Божий! Молитв ради
пречистыя ти матере...помилуй и спаси нас, яко благ и человеколюбец". Это
молитва-отпуст, произносимая в конце всякой службы и келейного правила.
В основу своего отпуста Епифаний положил пятничный отпуст, так как пятничная
служба посвящена кресту и Иоанну Крестителю (см. Служебник).
...на Угреше... Речь идет о Никольском
Угрешском монастыре, находившемся поблизости от Москвы, на левом берегу
Москвы-реки при впадении в нее р. Угреши; основан во 2-й пол. XIV в. Дмитрием
Донским. (назад)
...Никифора-протопопа... Симбирский
протопоп Никифор, не желавший служить по новоисправленным книгам, был расстрижен
еще до собора 1666 г. единоличным решением греческих патриархов Макария
и Паисия, которые столкнулись с ним в Симбирске на пути своего следования
в Москву. Московский собор 1666-1667 гг. осудил Никифора вместе с другими
старообрядцами. Вскоре по прибытии в пустозерскую ссылку протопоп Никифор
умер (в 1668 г.). (назад)
...священника Лазаря...
Священник Романова-Борисоглебска
Лазарь за неприятие Никоновой реформы был сослан в 1661 г. в Тобольск,
откуда затем "за неистовое прекословие", т. е. за дальнейшую открытую и
смелую борьбу, переведен в Пустозерск. В 1666 г. Лазаря привезли из Пустозерска
в Москву на церковный собор для суда над ним. В ноябре 1666 г. его допрашивали
на соборе, а 17 июня 1667 г. расстригли и предали анафеме (см.: Материалы
для исто- рии раскола. Т. 2. С. 113).
(назад)
...на Болоте - т.е. на Болотной
площади, находившейся напротив Кремля, по ту сторону Москвы-реки. (назад)
Таже братию - Лазаря и старца, казня...
меня и Никифора-протопопа... сослали нас в Пустозерье...
Царский указ
о ссылке в Пустозерск Аввакума, Никифора, Лазаря и Епифания был подписан
26 августа 1667 г. На следующий день Лазаря и Епифания "казнили" на Болотной
площади урезанием языков; 30 августа всех четверых отправили по этапу.
Сосланные прибыли в Пустозерск 12 декабря 1667 г. (см.: Барское Я. Л. Памятники
первых лет русского старообрядчества. СПб., 1912. С. 146-147, 250-251;
Веселовский С.Б. Памятники первых лет русского старообрядчества. СПб.,
1914. Вып.2. С.6-7). (назад)
...полуголова Иван Елагин... Стрелецкий
подполковник Иван Елагин в 1661-1663 гг. был воеводой на Мезени; затем
он нес службу полуголовы в стрелецком полку, входившем в личную охрану
царя, и как таковой в конце февраля 1670 г. был послан из Москвы для разбирательства
и казней на Мезень и в Пустозерск. Вскоре после своей пустозерской миссии
он получил повышение - звание головы стрелецкого полка. (назад)
(1) Матерьялы для истории раскола за первое время
его существования / Под ред. Н. Субботина. М., [1885]. Т. 7. С. 53-63.
(2) Бороздин А. К. Источники первоначальной
истории раскола // Христианское чтение. 1889. Январь-февраль.
(3) Барсков Я. Л. Памятники первых лет русского
старообрядчества. СПб., 1912.
(4) Робинсон А. Н. Жизнеописания Аввакума и
Епифания: Исследование и тексты. М., 1963.
(5) Пустозерский сборник: Автографы сочинений Аввакума
и Епифания / Изд. подгот. Н.С. Демкова, Н. Ф. Дробленкова, Л. И. Сазонова.
Под ред. В. И. Малышева (отв. ред.), Н. С. Демковой, Д. А. Дмитриева. Л.,
1975.
(6) Житие Епифания / Подгот. текста и коммент. Н.
Ф. Дробленковой // Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Книга вторая.
Сост. и общ. редакция Л. А. Дмитриева и Д. С. Лихачева. М., 1989. С. 310-336,
625-632.
(7) См.: Пустозерский сборник: Автографы сочинений
Аввакума и Епифания. С. 185-210; Бударагин В. П. Новый автограф
Жития Епифания // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1974. М.,
1975. С. 79-82.